Психология

Что понимают под семьей социологи

Семья – неотъемлемая часть жизни человека, которая влияет на него в течение всей жизни и определяет его отношение к обществу, роль и место в нем. Функции семьи и ее структура являются цельной системой. Их нарушение приводит к заметным отрицательным последствиям для всех его членов. Благополучие каждой отдельной социальной группы отражается на развитии общества в целом.

Что понимают под семьей социологи

Социология изучает жизнь общества. Однако эта наука, как и множество других, подобных ей дисциплин о человеке, имеет несколько разделов. Предметом исследования одной из выделяемых в ней областей как раз и становятся семья и общество. Понятие семьи, существующее в социологии, тесным образом связано с древнейшими законами родства и супружества, на соблюдении которых и строится многовековая история человечества.

Какое же определение предлагает нам обществоведение? Семьей называется относительно постоянное объединение людей, связанных кровным родством, узами брака или процедурой усыновления, живущих на одной территории и зависящих друг от друга в финансовом и психологическом плане.

Социология, таким образом, предполагает, что общество формируется из множества маленьких родственных «ячеек», в которых каждый человек получает необходимую поддержку от своих близких и платит им тем же. И, кроме того, каждая такая маленькая общность функционирует на благо всех людей в целом. То есть работает как единый социальный институт.

Правовые вопросы

В ме­ж­ду­нар. до­ку­мен­тах С. рас­смат­ри­ва­ет­ся как «ес­тест­вен­ная и ос­нов­ная ячей­ка об­ще­ст­ва, ко­то­рая име­ет пра­во на за­щи­ту со сто­ро­ны об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва» (ст. 16 Все­об­щей дек­ла­ра­ции прав че­ло­ве­ка 1948; ст. 23 Ме­ж­ду­нар. пак­та о гра­ж­дан­ских и по­ли­ти­че­ских пра­вах 1966). Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, гос. под­держ­ка се­мьи в РФ от­но­сит­ся к ос­но­вам кон­сти­туц. строя (ст. 7); се­мья на­хо­дит­ся под за­щи­той го­су­дар­ст­ва (ст. 38); за­щи­та се­мьи – в со­вме­ст­ном ве­де­нии Рос. Фе­де­ра­ции и субъ­ек­тов РФ (ст. 72). Гос. под­держ­ка С. обес­пе­чи­ва­ется все­ми воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми, в т. ч. пу­тём спец. за­ко­но­дат. ре­гу­ли­ро­ва­ния (см., напр., По­со­бия се­мей­ные). Так, во­про­сы пла­ни­ро­ва­ния С. и ре­про­дук­тив­но­го здо­ро­вья яв­ля­ют­ся пред­ме­том пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния Фе­де­раль­но­го за­ко­на «Об ос­но­вах ох­ра­ны здо­ро­вья гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (2012), пре­сту­п­ле­ния про­тив С. и не­со­вер­шен­но­лет­них вы­де­ле­ны в отд. гла­ву Уго­лов­но­го ко­дек­са РФ и т. д.

В от­ли­чие от чле­нов се­мьи, са­ма С. не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том пра­ва.

Что такое социальный институт семьи?

Общества как такового может не стать, если кто-то не возьмет на себя обязанность поддерживать его существование. Для этого нужно выполнять определенные функции и делать это регулярно. И с такой огромной ответственностью блестяще справляется маленькая группа людей – семья.

Однако постоянство общества поддерживается и другими социальными институтами: экономическими, политическими, культурными. Они выполняют определенные функции, тем самым укрепляя связи людей внутри себя и упорядочивая жизнь огромного организма – всего человечества. Семья также берет на себя обязательства по организации жизнедеятельности общества. Она выполняет определенные функции, воспитывая новых членов социума и создавая для них благоприятные жизненные условия. В этом и заключается понятие института семьи.

Функции семьи как социального института

Какие же функции возложены обществом на систему семьи? Что делает ее важным социальным институтом?

Во-первых, семья – это та среда, где растут и познают окружающий мир дети. Никакое общество не может существовать без адекватной социализации молодых его членов. В большинстве случаев воспитание детей берут на себя их родители. Иногда к этому процессу подключаются старшие братья и сестры, бабушки и дедушки или другие родственники. Таким образом, семья воспитывает новых членов общества. Именно она прививает индивиду все ценности и моральные устои, задает человеку курс на успешную реализацию себя в социуме.

Во-вторых, в идеале семья выступает основным источником материальной и психологической поддержки для каждого ее члена. Она дает пищу, одежду, жилье и другие средства первой необходимости, а также любовь, эмоциональный комфорт и помощь в любой трудной ситуации. Именно благодаря ей человек может ощутить, что такое благополучие.

В-третьих, семья помогает регулировать сексуальную активность людей. Благодаря ей осуществляется половое воспитание и закладываются соответствующие нормы поведения, она удерживает человека от беспорядочных любовных связей посредством брачных уз и обязательств.

В-четвертых, социальная идентичность обеспечивается человеку именно в семье. Каждый из нас имеет определенный пол, принадлежит к какой-либо расе и национальности, исповедует наиболее близкую своим взглядам религию. И все это человек получает от родителей. В дальнейшем социальная идентичность может очень серьезно повлиять на его жизнь. К примеру, человеку может прийтись нелегко, если он принадлежит к классу, находящемуся внизу социальной лестницы. Однако иерархичность – незаменимый атрибут социума. Как показывает практика, идеи равенства классов утопичны, но семья может научить человека адаптироваться к своему положению в обществе или дать ему необходимую поддержку для того, чтобы он смог при желании изменить свой статус.

Что такое брак? Чем брак отличается от семьи?

Понятие семьи неотделимо от категории брака. Однако эти два слова обозначают не одно и то же, хоть их очень часто и употребляют как синонимы. Чем же брак отличается от семьи?

Семья, как мы уже знаем, объединяет родственных по крови людей. Брак, напротив, связывает двоих с помощью эроса, влечения. И эти двое не должны быть родственниками, так как супружество подразумевает рождение детей.

В обществе принято, что семья образуется через брак. Сначала люди женятся, начинают жить вместе, привыкают друг к другу. И лишь по прошествии какого-то времени они ощущают себя единым целым, настоящим «Мы» вместо существовавших до этого двух отдельных «Я».

Брак не только одобряется обществом, но и регулируется им. Можно сказать, что узы супружества также являются социальным институтом, который, однако, регламентирует только лишь отношения мужа и жены, тогда как семья – это еще и другие родственные связи.

Брак должен быть зарегистрированным юридически. Молодые люди, желающие создать семью, не только произносят слова любви и верности в церкви, но и скрепляют союз своими подписями. С этого момента их брак вступает в юридическую силу.

Этимология слова[править]

Утверждается, что слово семья является производным от «семи» — по числу повторений родителя в своих 7-ми детях, однако — необходимо заметить, что это утверждение может быть спорным, так как в одних случаях учитывались только мальчики — как рабочая сила фамилии, а при матриархате — только девочки, или — те и другие, но — кроме этого, семьёй является и всё родство — проживающее в едином доме (хороме, усадьбе, родовом имении и даже селении, а также — в иных, тому подобных сооружениях, совместного проживания близких родственников одной семьи и единого предка

) согласно чего можно предположить, что — слово семья, является определением количества поколений от общего старшего предка до его самого младшего потомка, и — здесь, мы можем заметить лишь 8 различных наименований в последовательности колен единой семьи в словесности русской, в которой — лишь один, из восьми, является прародителем и что определяется местоимением «», или — «семь + я».

Graph image creation requires permission to upload.

Этимологический словарь русского языка М.Фасмера[3] сообщает:
рассматриваемое слово или термин — „семья», происходит от др.-русск. сѣмиıа «челядь, домочадцы, семья; муж, жена», сѣмьца «младший член семьи», русск.-церк.-слав. сѣмь «реrsоnа», сѣмиıа (др.-греч. ἀνδράποδα), сѣминъ «невольник, домочадец» (ХII в.); ср.: укр. сiм᾽я. Родственно лит. šeimà, šeimýna «семья, челядь», латышск. sàimе «семья, домочадцы», др.-прусск. seimīns м. «челядь», готск. haims «селение», др.-в.-нем. heim «родина», греч. κώμη «селение»; др.-в.-нем. hi^wо «супруг», hi^wа «супруга», лат. cīvis «гражданин», др.-инд. c̨ḗvas «дорогой», c̨ivás «приветливый, любезный». Славянск. sěmьja восходит к обозначению территориальной общности, ср. знач. родственного сябёр, *sębrъ и исходное и.-е. *k^ei- «лежать».

Graph image creation requires permission to upload.

Юриспруденция и брак

И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. «Член семьи» – понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.

Брак – это добровольный союз двух людей. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.

Брак может быть расторгнут в связи со смертью одного из супругов либо по обоюдному их согласию. Кроме того, существует ряд ограничений, которые накладываются обществом и законом на возможность создания семьи. К обстоятельствам, запрещающим брак, относятся:

  • недостижение одним или обоими потенциальными супругами брачного возраста;
  • принадлежность их к одному полу;
  • кровное родство.

Возраст, с которого молодые люди могут вступать в законные семейные отношения, неодинаков в разных странах. Кроме того, некоторые государства разрешают и однополые браки. Но вот кровное родство является преградой гораздо более серьезной, и обойти ее законодательные органы цивилизованных стран так просто не разрешают.

Семейная жизнь в 20 в.

В течение 20 в. урбанизация, экономическая модернизация (включая индустриализацию и переход к рыночной экономике), соприкосновение с западными обществами и повышение статуса женщины стали причиной сильных изменений облика семьи в Африке, Азии и Латинской Америке. В этих регионах произошло резкое снижение смертности, некоторое снижение доселе высокой степени рождаемости, уменьшение случаев договорных браков и полигамии, ослабление влияния обширных родственных групп (таких как клан и линидж), снижение роли сложных, широко разбросанных многосемейных хозяйств и увеличение роли хозяйств нуклеарной семьи. В добавление к этому развод становится общедоступным в странах подобным Индии и Аргентине – там, где он был запрещен.

Африка.

В современной Африке, расположенной южнее Сахары, обширная родственная группа исполняет множество важных социальных функций. Она обеспечивает финансовую помощь нуждающимся родственникам; помогает заботиться о детях, пока матери находятся на работе, и является объединительным началом во владении землей и другими экономическими ресурсами. В определенных частях Африки отдельные семьи отрываются от родственной группы на длительное время, так как мужья мигрируют в поисках работы. Обширные родственные сообщества обеспечивают мигрантов крышей над головой и помогают отдельным семьям справляться с проблемами семейного разрыва.

Ближний и Средний Восток.

В арабских государствах Ближнего и Среднего Востока традиционным семейным идеалом была патрилинейная обширная единица, состоящая из мужчины, его жен, незамужних дочерей, сыновей, их жен и детей, живущих в одном доме или в домах, граничащих друг с другом. В соответствии с этим идеалом браки были следствием сговора старших; браки с родственниками (эндогамия) были предпочтительными, и женщины были изолированы от контактов с мужчинами, не входящими в состав семьи. Сегодня обширные семьи остаются важным социальным и психологическим объединением даже в том случае, когда двоюродные братья и сестры, дядья, тетки и другие родственники не живут по соседству.

Япония.

До Второй мировой войны идея иэ – определенная группа линиджа – являлась центральной в японском представлении о семье. Обычно один из сыновей, его жена и их дети наследовали фамильную собственность. Они управляли семейной фермой или занимались семейным предпринимательством, ухаживали за семейным кладбищем, чтили семейных предков и помогали другим членам семьи. Каждый иэ имел одного представителя в советах и других общественных организациях деревни. Традиционная японская терминология родства отражала индивидуальную позицию каждого члена иэ, особо обозначая главу иэ – сюдзин, его жену – окусан, их наследников – ути маго, и остальных детей иэ – сото маго. В семьях это было общераспространенным явлением, помогавшим в деле устроения браков детей с помощью сводников. После Второй мировой войны был введен новый семейный кодекс, который выражал стремление демократизировать семейные отношения, требуя равного наследования для всех детей. Несмотря на то, что идея иэ продолжает существовать, она, тем не менее, ослабевает, особенно в урбанизированных районах страны. Основа семейного устройства, по которому родители живут вместе с детьми, находящимися в браке, и внуками, остается общераспространенным явлением.

Индия.

Идеалом традиционной индийской семьи было сообщество, состоящее из двух или трех поколений взрослых мужчин – родственников, живущих под одной крышей со своими женами, детьми, племянницами и племянниками. Согласно этой системе, известной как патрилинейная разветвленная семья, взрослые мужчины совместно владели семейным имуществом и разделяли ответственность за попечение членов семьи. Плюс к этому в традиционном индийском обществе браки устраивались взрослыми представителями семьи и имели тенденцию совершаться в юности для того, чтобы помочь женщине легко войти в семью мужа. Новые замужества вдов были запрещены, а полигиния была разрешена. В конце 20 в. индийский закон отступает от многих традиционных обычаев. По этому закону запрещаются слишком ранние браки и полигиния, разрешается развод и допускается повторный брак для вдов. Закон также дает женщине право наследования части фамильной собственности.

Латинская Америка.

Структура латиноамериканской семьи традиционно характеризуется социальными отношениями патриархального типа, в которых отцы обладают широкой юридически зафиксированной властью и имеют сильное влияние на своих детей в их супружеском выборе. Родственные отношения в Латинской Америке остаются чрезвычайно важными. Родственные группы осуществляют экономическую поддержку своих членов, принимают участие в семейных ритуалах и иногда создают обширные хозяйства. В последние годы в Латинской Америке выросли проблемы, связанные с семейными хозяйствами, возглавляемыми женщинами, с численностью разводов и количеством женщин, работающих за заработную плату.

Соединенные Штаты Америки.

В 1960-х 70% американских семей состояли из кормильца-отца, домохозяйки-матери и двух или более детей. К 1990 таких семей насчитывалось немногим меньше 15%. К тому же в период с 1965 по 1975 удвоился и процент разводов. В 1990 количество разводов увеличилось в два раза по сравнению с 1966 и в три раза по сравнению с 1950. Увеличение количества разводов в свою очередь способствовало резкому росту численности семей с родителем-одиночкой. Количество семей, состоящих из матерей-одиночек и их детей, утроилось в течение трех минувших после 1960 десятилетий. К факту увеличения семей, где главенствовали женщины, следует также добавить факт резкого увеличения количества внебрачных детей. Дети, рожденные незамужними матерями, составляли в 1965 5% . К началу 1990-х годов каждый четвертый из новорожденных появился на свет от незамужней матери.

В США в 1940 вынужденно работали менее 12% белых замужних женщин; к 1990 этот показатель составил уже ок. 60%. Более половины всех матерей, имеющих детей дошкольного возраста, работали вне дома. Так как жены играли все более значительную роль в финансовой поддержке своих семей, они становились непреклонными в требовании к своим мужьям разделить с ними заботу о детях и домашнюю работу. В то же время с увеличением количества работающих матерей все большее число детей находилось в течение дня вне родительской опеки.

Однако, несмотря на сокращение рождаемости, увеличение количества разводов, семей с единственным родителем и увеличение числа внебрачных детей, обязательства по отношению к семье остаются сильными в США, даже если семейным связям дается все более и более гибкая характеристика. Падение рождаемости, отражает, например, сокращение численности нежданных детей и больших семей, а не резкое увеличение количества бездетных пар. Возросло количество внебрачных связей, но это стало не столько альтернативой браку, сколько выглядит как временный этап перед браком или повторным браком. Несмотря на то, что в Америке растет число мужчин и женщин, откладывающих свой брак к тридцатилетнему возрасту, почти 19 американцев из 20 вступают в брак до этого возраста.

Идеал романтической любви.

В каждой стране, где значительно продвинулся процесс индустриализации, появляется комплекс новых семейных моделей. Одним из наиболее примечательных является феномен любви как основы для брака. Романтическая любовь постоянно критиковалась брачными посредниками как слабая основа для стабильной семейной жизни. Однако романтическая любовь приводит почти каждого к браку в обществе, где браки не устраиваются старшими в семье, и она все еще достаточно долго удерживает вместе большинство брачных пар, позволяя продолжить их отношения на различных основаниях, в том числе на основах товарищества и общих интересов. Кроме того, в противоположность общеизвестным оценкам, любовь не сводит вместе людей со значительными различиями в происхождении. Романтические привязанности чаще всего возникают в тесном кругу друзей, принадлежащих к одной и той же религии, этнической группе и одному и тому же классу.

Отдельные исследования свидетельствуют, что браки, совершенные в одной и той же религиозной конфессии и классе, составляют 80–90% от числа всех браков. Другие исследования показывают, что те, кто вступает в брак, имеют многие другие общие черты.

Тем не менее, нуклеарная семья остается крайне хрупким образованием. В обществе, олицетворяемом безличностными, конкурирующими отношениями, она представляет собой одну из тех единиц, которая является мнимой в поддержке отдельной личности любовью и постоянной привязанностью. Когда предъявляемые к семье эмоциональные требования велики, идеал романтической любви в отношении брачной связи становится эфемерным. Если надежда романтического счастья не осуществляется в браке, то супруги не ощущают дальнейшей необходимости в союзе. Более того, круг родственников и друзей больше не осуществляет воздействия на супружескую пару, чтобы та оставалась вместе. Поэтому современная семья находится под большим напряжением внутреннего и внешнего характера. В сущности, нет ни одной современной нации, в которой в 20 в. не произошло бы сильного увеличения количества разводов. Больше всего разводов наблюдалось в менее обеспеченных и образованных слоях населения, а среди западных народов наибольший процент разводов зафиксирован в индустриальных странах.

Досуг.

Косвенным фактором изменения семьи является значимость досуга. До сих пор нет достаточных данных о том, что возрастающее количество свободного времени тратится на семью. Вполне возможно, что большая свобода выбора, которая дается в настоящее время молодым людям, позволяет им меньше проводить время в доме. Более того, много досуга в современной семье – вещь иллюзорная, поскольку растет доля женского труда, а также растет численность мужчин, которые используют свое «свободное время» для приработка. С другой стороны, во время Второй мировой войны, в отличие от довоенного времени, произошел рост ориентации на семью в среде, которая достаточно произвольно названа «высшим средним» классом. Образцом подобных семей являются такие, которые имеют наибольший досуг и которые тратят его на совместное времяпровождение.

Понятие правовой системы семьи

Общественная жизнь регулируется юридическими правилами и нормами. Ими охвачены все аспекты человеческого бытия. Однако интересно, что понятие права и семьи не регламентируется никаким отдельным законодательным актом. То есть семейный кодекс, конечно же, существует, и он имеет огромную силу. Но применить его можно не к семейным отношениям как таковым. Правовые обязательства появляются не по причине существования самих семейных уз между людьми, а, скорее, из-за возникающих брачных отношений и родственных связей. Именно эти обстоятельства и рассматриваются в соответствующих кодексах.

Таким образом, в юриспруденции под семьей понимается группа лиц, связанных некоторыми отношениями родства и по этой причине несущих правовые обязательства друг перед другом. Большое значение имеют долг родителей перед маленькими детьми и ставших взрослыми детей перед их престарелыми родителями, отношения супругов, бабушек и дедушек с их внуками, опекунов и усыновленных ими лиц.

Однако существует так называемое понятие правовой семьи, которое часто ошибочно принимают за юридическую категорию, имеющую отношение к браку. На самом же деле речь здесь идет об абстрактных вещах. На территории определенного государства или близких по менталитету стран, как правило, складывается особая система юридических отношений, отличная от той, которая может появиться, скажем, на другом континенте. И понятие правовой семьи означает здесь не привычную для нас «ячейку общества», живущую по закону, а систему юридических отношений и категорий некоторого государства. Такое образование может возникнуть и по причине отличия взглядов на право некоторой группы людей. Так сформировалась, к примеру, непохожая на традиционную религиозная правовая семья.

Брак и семья в психологии

В психологии существует свое понятие брака и семьи. Так, исследователями было дополнено уже известное нам социологическое определение «малой ячейки общества». Новая дефиниция звучит следующим образом: семья – это объединение близких эмоционально и значимых друг для друга людей, возникающее на основании супружества, родительства или кровных связей. Брак – это объединение людей, связанных супружескими узами и обетами.

Мы видим, что психология ставит на первое место не полезность семьи для общества и не юридические основания ее возникновения. Особое значение придается сакральным родственным связям, и душевный комфорт каждого человека оценивается выше полезности индивида для социума.

В психологической науке семья рассматривается как система, так как между ее членами возникают определенные взаимоотношения. Изучается положение каждого отдельного человека в ней, его роль и духовные связи с родственниками.

Но и в психологии семье приписываются особые функции. Сравним их с рассмотренными ранее социологическими.

См. также[править]

  • Семейное право
  • Известные семьи

Литература[править]

  • Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188
  • Лафкадио Хэрн. Японская семья // Мир по-японски. СПб., 2000, с. 55‒63

Интернет[править]

  • Kindo.ru Построение генеалогического древа онлайн на русском языке
  • Семья
    в Open Encyclopedia Project (предложить контент)
  • Юрий Семёнов «Социальная организация отношений между полами: Возникновение и развитие»
  • Статьи об исторической эволюции семьи: [1], [2]
  • Указатель «Библиография семьи»
  • Артем Снегов. Семья как средство сохранения благополучной наследственности
  • Артем Снегов. Социальный климат, искусственный отбор и семья
  • Ганс Ф.К. Гюнтер. Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности

Функции семьи

В психологии понятие и функции семьи взаимосвязаны. Обычно каждая научная школа выводит свой их перечень. В чем-то они перекликаются, в чем-то разнятся, но семейный психолог Т. В. Андреева систематизировала все эти функции. Получился вот такой их список:

  1. Репродуктивная функция заключается в том, что в семье люди воспроизводят себе подобных. Тем самым человек получает возможность оставить след на земле после своей смерти.
  2. Воспитательная функция раскрывается в формировании личности ребенка. Мать, отец и другие близкие родственники своим поведением закладывают основы характера маленького человека. Кроме того, они подают ему пример своими поступками.
  3. Очень похожа на предыдущую обучающая функция семьи. Заключается она в том, что все элементарные навыки и базовые знания об окружающем мире ребенок получает от своих родителей.
  4. Коммуникативная функция семьи раскрывается в общении ее членов между собой, а также в их обращении к СМИ, культуре и искусству. Таким образом, человек не только находит собеседника в лице своего ближайшего родственника, но и приобщается к красоте окружающего мира.
  5. Эмоциональная функция семьи заключается в дарении другому симпатии и заботы, оказании психологической поддержки. Без этого человеку было бы очень тяжело справляться с трудностями повседневности.
  6. Некоторые исследователи выделяют духовно-психотерапевтическую функцию. Ведь именно в семье человек обогащается духовно. Кроме того, родственники оказываются для многих людей самыми доступными психологами и аналитиками.
  7. Сексуально-эротическая функция подразумевает удовлетворение потребности в любви и сексе. Семейный человек наслаждается своим партнером не только в духовном, но и в физическом плане. И очень важна взаимность, которую можно испытать в браке.
  8. Хозяйственно-бытовая и экономическая функции заключаются в совместном ведении людьми домашнего хозяйства, создании уюта и привычного уклада жизни, обретении материального комфорта и благополучия.
  9. Функция социализации означает, что здесь молодой человек, формирующаяся личность обучается жить в обществе. От своих родителей он получает представление о том, какие нормы поведения поощряются социумом, а какие – отвергаются.
  10. Статусная функция означает передачу ребенку от родителей цвета кожи, национальности, места в социальной иерархии. Ранее мы уже употребляли термин «социальная идентичность» для описания сходной роли семьи в обществоведении.
  11. Функция первичного социального контроля. Она подразумевает, что семья может выступать в роли своеобразной «первичной совести». То есть отношение близких людей к тем или иным поступкам человека показывает, как воспримет это и все общество. Нормы поведения и дозволенности в данном случае прививаются социумом.
  12. Защитная функция подразумевает, что в семье каждый человек может найти необходимую помощь и покровительство.

Как мы видим, психология и социология имеют схожие основные понятия. Семья рассматривается ими как система, выполняющая определенные функции. Однако социология делает упор на полезность индивида для общества, а психология рассматривает внутрисемейные отношения. «Член семьи» – понятие в большей мере юридическое, однако каждый человек имеет и свое обыденное представление об этих обществоведческих терминах и их значении. И такое простое, ненаучное понимание также является правильным.

Репродуктивная и воспитательная функции

Репродуктивная функция реализуется через воспроизведение потомства. Общество не может существовать, если не будет замещения одного поколения другим.

На репродуктивную функцию большое влияние оказывают политическая нестабильность и неблагоприятные социально-экономические изменения. Их воздействие выражается в

  • расширении масштабов низкого материального достатка у семей с детьми;
  • снижение минимальных социальных выплат, реального уровня доходов;
  • усиление имущественной и доходной дифференциации;
  • нарастании региональных различий по главным показателям благосостояния;
  • ухудшение возрастной структуры населения;
  • снижение контингента трудоспособного населения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции семьи в социологии 450 руб.
  • Реферат Функции семьи в социологии 250 руб.
  • Контрольная работа Функции семьи в социологии 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитательная функция связана с социализацией молодежи, передаче ей опыта, знаний, моральных ценностей старшего поколения.

Ячейкой первичной социализации является семья, так как именно родители:

  • прививают своим детям хорошие манеры,
  • передают жизненный опыт,
  • обучают ремеслам,
  • закладывают основы владения речью,
  • осуществляют контроль за действиями детьми.

На воспитательную функцию семьи негативное влияние оказывает ряд факторов:

  • неполная семья;
  • плохие взаимоотношения между родителями;
  • недостаточный объем знаний и навыков по воспитанию детей;
  • вмешательство родственников в процессы воспитания.

Понятие и виды семьи в психологии

Психологи любят все классифицировать, поэтому не обошла такая участь и категорию семьи. Разделение проводится по многим признакам, однако самой известной, наверное, является классификация по времени, прожитому людьми в браке.

Различают молодые семьи со стажем 1–3 года, зрелые, в которых супруги провели вместе от 3 до 20 лет, и пожилые «ячейки общества». Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует определенный жизненный цикл, который проходит каждый брачный союз за время своего существования.

«Молодая семья» – понятие, которое больше других интересует психологов. В этот период люди приспосабливаются к совместной жизни. Их взаимная очарованность проходит, уступая место налаживанию быта. Именно в это время формируется единый, целостный механизм – семья.

Зрелые пары все свое время сначала посвящают воспитанию детей. Понятие семьи у людей становится центральным: дорогим людям отдаются тепло и забота, им посвящается практически все свободное время. А затем подросшие дети «улетают из гнезда».

Пожилые супруги учатся заново жить только вдвоем. Иногда они начинают вместе путешествовать по миру, иногда – расстаются. Некоторые же находят утешение в увлечениях и творчестве.

Поразмышляем о семье?

Понятие семьи неоднозначно. В каждой отрасли знания под этим термином подразумевается своя структура, дается отдельное научное определение.

Но как давно каждый из нас задумывался о своей семье и пытался понять, что значат для него родственные узы? И так ли уж легко попытаться дать этому понятию собственное, не научное, а основанное на личных соображениях, определение? Ведь, несмотря на то что все мы рождаемся и живем в семьях, раскрыть собственный житейский опыт зачастую сложнее, чем говорить обобщенно.

Все люди разные, все они реализуют собственные представления о том, какой должна быть идеальная «ячейка общества». И именно поэтому понятие семьи у каждого человека свое.

Содержание

  • 1 Этимология слова
  • 2 Определение семьи в целом 2.1 Графическое определение семьи
  • 2.2 Коммунистический взгляд на семью
  • 3 Во множественности условных значений
      3.1 В основном своём значении
  • 3.2 В переносном смысле
  • 3.3 Семья в демографии
  • 3.4 Семейный цикл
  • 3.5 Семейная структура в демографической статистике
  • 3.6 Типы семьи и её организации 3.6.1 Семья, как «ячейка общества»
  • 4 См. также
  • 4.2 Интернет
  • 5 Примечания и сноски
  • Исходное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Кнопка «Наверх»
    Мальчикам и Девочкам

    Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

    Принять