Психология

Что такое дистресс?

Что такое дистресс?

Дистресс — это отрицательная разновидность стресса, характеризующаяся сбоем равновесия между жизненно необходимыми требованиями и ресурсами личности. Когда возникают стрессовые ситуации, в человеческом организме происходит активация адаптирующих резервов. Если этот процесс проходит успешно, стресс оказывает благоприятное воздействие на организм, значительно обогащая его функциональный резерв. Но при ослабленной иммунной системе стресс становится негативным, он плохо отражается на общем психофизическом состоянии.

При таком вредном состоянии у человека:

  • появляется усталость;
  • появляется раздражительность;
  • угасает сексуальное влечение;
  • изменяются вкусовые предпочтения;
  • беспричинно меняется настроение.

Психопрофилактика стрессовых состояний

Стресс (от англ. stress

– напряжение, давление, нажим, напор, гнёт; нагрузка) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стрессэто ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Термин заимствован канадским эндокринологом Гансом Селье из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки. Различают следующие виды стресса: физический, травматический, наркотический, гормональный и т. д. В последние годы наиболее часто по отношению к целостному организму употребляется термин «эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс», поскольку показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов.

Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоров. С., согласно классическим представлениям Г. Селье, — неспецифическая реакция организма. Для всех видов С. характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

Эустресс и дистресс

По Г. Селье, существует два вида стресса:

Эустресс Дистресс
Эустресс — защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры. Мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций Дистресс— патологическая реакция, разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций
Эустресс является кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз)
Эустресс – характеризуется как эмоциональное расстройство, вызванное яркими положительными событиями мобилизующими организм. При эустрессе происходит перенасыщение гормонами, после чего наступает ухудшение настроения, что может привести к депрессии. Лечение стресса данного вида необходимо, только если организм человека не может справиться сам.Эустресс — понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм» Дистресс (от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье. Дистресс — разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз). Дистресс — отрицательная неспецифическая реакция организма животного на любое внешнее воздействие. Наиболее тяжелой формой дистресса является шок

Основными причинами дистресса

являются:

Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла) Не подходящие, не привычные условия жизни(изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах) Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости)

Чаще всего дистресс

вызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причиной
дистресса
является не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

Дистресс

— это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Надо стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Что такое дистресс в психологии?

Дистресс в психологии — это деструктивный стресс, который появляется вследствие длительных психофизических нагрузок. Это предболезненное состояние, когда после стрессовой ситуации в организме не наступает долгожданное расслабление, организм подвергается еще большим нагрузкам, что негативно отражается на здоровье человека, вызывая ряд болезней.

Такое воздействие дезорганизует многие функции организма, нарушает психическую деятельность, поведение человека. Существуют следующие виды дистресса:

  • эмоциональный;
  • физиологический;
  • нервный;
  • хронический;
  • кратковременный.

Каждое состояние сопровождается нарушениями жизнедеятельности, длительной депрессией и попытками суицида. Независимо от вида, происходит разрушение речи, памяти, мышления человека любого возраста. При длительном воздействии такое состояние вызывает неврозы, бессонницу, нарушает память, внимание. Человек становится аутентичным, вялым, депрессивным, исчезает интерес к жизни.

Что вызывает дистресс: причины психической травмы

Мучительное и труднопреодолимое состояние может возникнуть у человека не только из-за чрезмерного и интенсивного, или монотонного и хронического действия стрессовых факторов. Состояние дистресса также может наступить при полном отсутствии всяких раздражителей.

Следует отметить, что вероятность развития дистресса непосредственно зависит от существующего у человека индивидуального уровня восприимчивости к стрессорам – факторам, незнакомым и непривычным для субъекта. Если сила поступающего раздражителя превышает имеющийся порог чувствительности, головной мозг запускает каскад нервно-психических реакций.

Человек с низким порогом чувствительности обладает высокой устойчивостью к стрессорам. Эта та персона, которую принято называть невозмутимой, хладнокровной, бесчувственной. Такой человек имеет высокую толерантность к психотравмирующим факторам и при наступлении экстремальных событий сохраняет здравый рассудок и полностью управляет своим поведением. В трудных ситуациях он сохраняет спокойствие, принимает обдуманные и рациональные решения, поступает логически и последовательно.

Человек с высоким уровнем восприимчивости к стрессорам бурно реагирует на малейшие перемены в действительности. Такой индивидуум быстро выходит из себя, демонстрирует яркие эмоции, не способен действовать собранно и часто не дает себе отчета о возможных последствиях его поведения. Эта та персона, которая болезненно воспринимает необходимость проведения перемен в своей жизни и предпочитает жить строго по предварительно составленному плану.

Однако вышеуказанное деление на уровни реагирования на стрессоры является условным, поскольку у каждого существует свой перечень факторов, которые для него болезненны и труднопреодолимы. Для одних кража их мобильного телефона – глобальная катастрофа, для других и угон машины не станет причиной для паники. Также некоторые особы могут сильно страдать из-за отсутствия аппетита у их любимого кота, а другие субъекты могут стоически воспринять сообщение об их серьезной болезни.

При этом в развитии дистресса огромную роль играет то, как человек интерпретирует происходящие изменения. То есть, если экстремальные факторы вызывают у особы шквал сильных эмоций, существует высокая вероятность возникновения стрессового состояния. Еще один аспект, влияющий на формирование психической травмы – количество экстремальных событий, влияющих одновременно на личность. Установлено, что человеку значительно легче пережить одну, пусть глобальную проблему, чем вступать в бой с несколькими мелкими стрессорами.

После длительных исследований и внимательного анализа психологи составили список событий, которые для большинства людей являются стрессовыми факторами и могут инициировать дистресс. В данную шкалу включены ситуации и явления как положительной, так и отрицательной тональности, однако их воздействие может стать причиной ухудшения самочувствия человека и нередко приводит к проблемам со здоровьем. Итак, наиболее распространенные критические события, являющиеся причиной дистресса:

  • уход из жизни близкого родственника, особенно смерь собственного ребенка;
  • расторжение брака или расставание с партнером по его инициативе;
  • пребывание в местах лишения свободы;
  • известие о сложном заболевании;
  • получение серьезного увечья;
  • продолжительная болезнь;
  • собственное бракосочетание;
  • длительная безработица, внезапное увольнение с занимаемой должности, банкротство собственной фирмы;
  • вынужденный уход за больным родственником;
  • проблемы финансового плана;
  • невозможность выполнить кредитные обязательства;
  • отсутствие качественной интимной жизни;
  • беременность, появление на свет первенца;
  • смена места жительства, переезд в другую страну;
  • начало обучения;
  • вынужденная перемена вида профессиональной деятельности.

Причиной развития дистресса может стать перестроение существующего режима дня, сбой в графике сна и бодрствования. Дистресс может инициировать резкое изменение привычного режима питания и рациона, например: начало соблюдение диеты для похудения. Для организма стрессовыми факторами выступает необходимость преобразовать свой образ жизни, отказавшись от разрушающих привычек.

Дистресс вызывает любое отклонение от существующего уровня социальной активности. Причина для развития стрессового состояния – изменение вероисповедания. Дать толчок к дистрессу может подготовка и пребывание в отпуске. Следует учесть, что экстремальным фактором для человека выступает не только провал в начинаниях и крушение надежд, но и собственные выдающиеся достижения. Старт дистресса нередко наблюдается из-за отсутствия удовлетворения существующих у человека потребностей.

Признаки дистресса

Первичная диагностика такого состояния может быть проведена самостоятельно. Понятие дистресс характеризуется следующими признаками:

  • резко изменяется аппетит (нападает сильный жор, либо аппетит исчезает полностью);
  • пациент беспричинно возбуждается или раздражается;
  • у курильщика резко возрастает тяга к сигаретам или внезапно проявляется влечение к алкоголю;
  • человек становится рассеянным, он не может сосредоточить внимание на какой-нибудь одной проблеме;
  • расстраивается речь человека, он начинает заикаться, бессмысленно повторяться, с трудом формулирует предложения;
  • болит желудок, поясница, сердце, голова;
  • человек страдает от бессонницы;
  • постоянное напряжение в мышцах.

Чем отличается стресс от дистресса?

Каждый человек время от времени испытывает сильное эмоциональное переживание, но психологическое расстройство – это негативный процесс, он нарушает функциональные системы в организме человека, вызывает хронические заболевания. Жизнь невозможно без стресса, ученые доказали, что оптимальный уровень стресса необходим для приятного возбуждения, душевного, творческого подъема. Важно только научиться различать стресс и дистресс, грань между тем, что считается нормой, и тем, что может серьезно навредить здоровью.

Переход стресса в дистресс

Психологи отмечают явное отличие стресса от дистресса, но зачастую оно проистекает из стресса. Как же понять, почему происходит этот перелом? Чтобы ответить на данный вопрос, нужно посмотреть на сами фазы стресса:

  1. Первая фаза – это сам стресс, характеризующийся покраснением кожи, учащенным сердцебиением и дыханием. Это происходит под воздействием выброса гормона адреналина, выработка которого происходит в первой фазе. Это способствует ускоренному росту уровня глюкозы в крови, которая превращается в энергию.
  2. Вторая фаза – релаксация, которая позволяет человеку успокоиться. В данном случае стресс без дистресса возможен, если разрядка будет состоять из полноценного отдыха и пищи.
  3. Если вторая фаза не наступила, на смену ей приходит третья фаза, которая характеризуется выбросом в кровь норадреналина, что сопровождается бледностью кожных покровов, холодным потом, обездвиженностью и потерей сознания. По причине норадреналина начинает скакать давление, понижается глюкоза, нарушается обмен.

Что такое дистресс?

А11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от дистресса

Cтресс и дистресс – состояние психического напряжения, возникающее в сложной жизненной ситуации.Стресс рушит привычный устой в организме и заставляет его адаптироваться к раздражителю. Стресс влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими. К стрессу все относятся по-разному. Кто-то может достаточно спокойно справиться со стрессовой ситуацией, а на кого-то стресс окажет вредное воздействие. Такая негативная форма стресса является дистрессом.

Физический (или физиологический) стресс обусловлен болевыми ощущениями или повреждением внешних кожных или других структур. Для психологического стресса характерно изменение сложных психических процессов, возникающих в организме человека, обострение или сужение процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. В повседневной жизни слово «стресс» употребляется только в негативном значении. На самом же деле стрессы бывают двух видов: полезные или вредные.

Полезные стрессы называют эустрессы. Они необходимы для полноценной жизни каждому человеку. Неожиданная встреча с другом вызовет положительные эмоции или полезный стресс.

Вредные стрессы или дистрессы появляются, когда организм не в силах больше бороться с внешними раздражителями (хронический недосып или бесконечные проблемы семье, конфликты на работе). Именно такое состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся «в состоянии стресса».

К основным видам вредного стресса (дистресса) относятся все психологические или эмоциональные стрессы.

дистресс – это вид стресса, для которого характерна серьезная степень выраженности и оказывающий существенное отрицательное воздействие на организм. В результате такого воздействия происходит дезорганизация многих функций организма, нарушается психическая деятельность и поведение человека.

Дистресс является состоянием высокого эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных жизненных ситуациях и превышает по своей степени воздействия или длительности индивидуальные психофизические и личностные адаптивные возможности. Это состояние вызывает нарушения жизнедеятельности с проявлением патологических признаков.

Состояние дистресса оказывает разрушительное действие на высшие психические функции: мышление, речь, память. При длительных негативных эмоциональных состояниях происходит «застойное» возбуждение структур мозга, что сказывается на общем состоянии, возникают неврозы, нарушается сон, память, внимание. Хронический стресс (дистресс) может быть причиной алкоголизма, язвы желудка, артериальной гипертензии.

Основными причинами дистресса признаны:

— невозможность удовлетворения физиологических потребностей в воде, еде, кислороде и т.д.

— сложные условия жизни (недостаток кислорода высоко в горах).

— серьезные повреждения кожных покровов, длительная болезнь или чрезмерная боль

— негативные эмоции длительного воздействия (затяжной конфликт, постоянный страх).

Любой эмоциональный всплеск может явиться источником стресса. При этом устойчивость организма усиливается, происходит мобилизация энергетических ресурсов, обеспечивая сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти ресурсы истощены, и нет возможности сопротивляться внешним воздействиям. Необходимость недопущения перехода стресса в дистресс является жизненно важной для любого индивида, а умение справляться с негативными воздействиями поможет сохранить физическое и психическое здоровье.

А12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков

(Высокая познавательная деятельность будет при условии : высокой познавательной потребности, познавательного интереса, познавательной активности)

В подростковом возрасте ведущими деятельностями являются: познавательная и интимно-личностные отношения со сверстниками. Познавательная деятельность реализуется в процессе учебы средней школы. Очень часто уровень познавательной деятельности снижается. Причин много и они все разные, но в

Методы развития мотивации познавательной деятельности:

1)формирование положительного отношения к учебе в школе. Ребенку нужно разъяснять, для чего нужно учиться, где он сможет применить знания полученные в школе ( в каких профессиях). Процесс получения знаний, должен быть должен быть организован так, чтобы ребенок систематически выполнял поиск информации самостоятельно (результат- ребенок будет испытывать «радость открытия»). Чаще давать творческие задания, где он будет проявлять инициативу (для подростков важно самоутверждение, самовыражение). Реальными примерами (на своем) показывать , что знание и образование делают жизнь человека интереснее, расширяют границы доступного.

2)Для повышения учебной мотивации необходимо, чтобы подросток умел правильно распоряжаться временем — для этого, дайте ребенку самостоятельно распределять свое время( приготовление домашнего задания, посещение кружков и секций, прогулки)- должно развиваться чувство ответственности.

3)формулирование навыков самоконтроля и самоуправления. Давайте возможность ребенку проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения( выполнение домашних поручений);

4)методы поощрения ( отмечать хоть и небольшие успехи в учебе). Кроме того, хорошо работает прием, когда ребенок сравнивает свои успехи не с успехами других одноклассников, а с его прежними результатами. Когда ребенок осознает свой успех- повышается уровень самооценки;

5)укреплять «умение учиться» (получение новой информации должно происходить рационально, последовательно; не допускать «пробелов» в знаниях. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу);

8)

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки.

а13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных детей

Педагогически запущенные – это те дети, которым не хватает заботы, внимания. В отношении педагогически запущенных детей игнорирован принцип индивидуального подхода в воспитании, дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их личности. Это школьники, выпавшие из нормального обучения, дети, у которых не сложились правильные отношения с педагогами, родителями, которые не нашли места в коллективе и социально приемлемых способов самоутверждения в нём.

В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются при выполнении задания либо отвлекаются.

В работе с педагогически запущенными детьми психологу важно понять пределы своей профессиональной компетенции, поскольку проблема перевоспитания таких школьников может быть решена только в широком социальном контексте.

Индивидуальный подход дает максимальный эффект для воздействия на личность школьника, потому что есть особенные ситуации и особенности определенного ребенка, к тому же, — его конкретное состояние в данный момент.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Умственная тренировка

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации

· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи: Развитие у этих детей мотивации к учебе. Создание желания ставить и достигать цели. Освоение элементарных способов учебной деятельности. Совершенствование речи, создание словарного багажа. Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.

Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости.

Вся деятельность на уроках коррекции должна «работать» на формирование познавательных интересов школьника, его самооценку и уверенность в себе, своих умственных и других способностях и возможностях. Здесь они учатся не бояться ошибок и избавляются от беспричинного беспокойства. Коррекция педагогически запущенных детей проводится преподавателями не только на отдельных занятиях, но и в их повседневной школьной жизни.

Если ребенок слишком возбудим, чрезмерно реагирует на окружение, то для него необходимо создать сдержанную, мирную и благодушную атмосферу, при этом сохраняя твердость и последовательность требований. Повышение тона, эмоциональность и гнев преподавателя в их адрес вызовет быструю возбудимость, злую реакцию в «ответ».

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя. В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

Что такое дистресс и эустресс?

Понятия эустресс и дистресс различны. Эустресс – это состояние, которое вызвали положительные эмоции, оно способствует активизации защитных механизмов организма. Эустресс вселяет в человека уверенность в собственных силах, знаниях. С помощью него повышается концентрация внимания, человек становится более собранным, налаживается его мышление, память.

Различия между эустрессом и дистрессом очевидны:

  1. Эустресс стабилизирует, увеличивает жизненно необходимые ресурсы организма.
  2. Дистресс истощает ресурсы, нарушает здоровье.

Как избавиться от дистресса?

Простые советы помогут избавиться от этого состояния.

  1. Первое, что необходимо сделать, это наладить свой образ жизни. Занимайтесь физическими нагрузками, сбалансируйте свой рацион питания, отдыхайте, спите.
  2. Не рекомендуется проводить время с людьми, недовольными жизнью. Старайтесь объективно оценивать ситуацию, событие. Просмотр негативных новостей только ухудшает общее психоэмоциональное состояние.
  3. Хорошая музыка, прогулки на природе – вот, что действительно нужно.

Исследуя дистресс в психологии, ученые пришли к выводу, что 46% пациентов, которые обратились в клиники России, имеют схожие проблемы психоневротического расстройства. Если вы уже подверглись такому негативному состоянию, лучшее, что вы можете сделать – приспособиться к ситуации, не впадать в панику, отчаяние. Спокойствие и расслабленность помогут вам выйти из-под негатива.

Дистресс

Дистресс — это в психологии означает деструктивный стресс, в переводе с греческого «ди» – расстройство. Понятие дистресс было предложено физиологом Гансом Селье в 1936 году. Это состояние продолжает изучаться в науке и в настоящий момент. Что такое дистресс, что значится под этим термином? У всех на слуху понятие стресса, как ежедневного проявления. Дистресс же менее распространенное понятие, однако, именно оно поможет нам глубже изучить тему стресса, разделить «хороший» и «плохой» стресс, узнать методы возобладания над стрессовыми ситуациями.

Под действием стрессоров различного рода сегодня к человеку приходят эмоциональные встряски на каждом шагу. Если он их успешно проходит, «побеждает» стрессовую ситуацию, то навык сопротивляться стрессогенным факторам только растет, адаптивность повышается. Но если механизмы неэффективны или энергетические запасы истощены, то на место полезного стресса приходит дистресс. Его симптомы – усталость, раздражительность, ослабление влечения в половой сфере, головные боли, даже странности вроде беспричинного смеха или неожиданно возросшей потребности к острому или сладкому – заслуживают внимания, чтобы найти причину деструктивного стресса, которому без проработки свойственно только усиливаться.

Стрессы

Термин «стресс» (напряжение) применяют в психологии для обозначения психологических состояний, как реакций на средовые вызовы и острые ситуации. В физиологическом контексте трактовка понятия учёным Г.Селье, сводится к «неспецифической реакции» организма на негативные влияния.

Учёный справедливо о, как многие обиходные слова, например, «удача» или «счастье», истолковываются людьми по-разному. По этой причине дать точное определение стрессу непросто.

Г. Селье придерживался трактовки стресса в рамках концепции адаптации. Ключевым концептуальным постулатом являлась идея о том, что стресс – это неспецифическая, общая реакция организма на вызов среды. Суммарная реакция всегда содержит как специфическую составляющую, так и неспецифическую. Последняя и составляет суть стресса. Она стимулирует процессы адаптации в новых условиях, приводя к восстановлению гомеостаза.

Г. Селье усматривал в стрессе особое состояние, возникающее у индивида под воздействием различных стрессовых факторов – тяжёлая физическая нагрузка, экстремальные температуры, боль, сбои дыхания и др. Учёный выделил 3 стадии его развития:

  1. Тревожную стадию, возникающую при первичном возникновении стрессора, с характерным для неё снижением степени резистентности организма, дальнейшей его мобилизации, запуском механизмов саморегуляции. Подавляющее количество стрессов затухает изначально.
  2. Резистентную стадию, наступающую при протяжённом во времени, длительном действии стрессора, где потенции организма расходуются пока оптимально, в пределах его возможностей.
  3. Истощение – стадия деформации механизмов регуляции, прямого противостояния организма длительным стрессорным угнетениям.

Несколько позже, учёный Р. Лазарус, продуктивно расширил концепцию, трактуя стресс как обоюдное взаимодействие в системе «человек – среда». Так возникла регуляционная функция стресса.

Стало очевидным, что последний вызывается психостимулами, представляемыми индивидом как опасные. Своим появлением он обязан предвосхищению индивидом опасных, нередко якобы угрожающих ему событий. Решающую роль в этом играют субъективные расхождения между реальным и представляемым.

Отсюда следует, что стресс, обусловлен рядом личностных свойств:

  • личностной картиной мира, представлениями о себе, смелостью брать на себя ответственность;
  • представлениями о степени личностных возможностей управлять последствиями.

Таким образом, психологический стресс – это состояние высокого, не запредельного, напряжения, оказывающего действенное влияние на функции человека. Сюда можно отнести информационные перегрузки, угрозы, конфликты и пр. Нетрудно понять, что указанная тематика тесно сопрягается с самооценкой и устойчивостью психики.

Концептуальное многообразие, привело к многоликой типологии понятия «психологический стресс». Например, в науке существует следующая типология стрессов:

  • межличностный;
  • трудовой;
  • социальный;
  • семейный;
  • «Я-конфликт».

Все названия в этой и иных попытках классификации демонстрируют зависимость типологии стрессов от доминирующих в них факторов.

В этом контексте понятие дистресс более узкое, заточенное на деструктивность.

Дистресс в психологии

Дистресс связан с длительными психофизиологическими нагрузками, которые ведут к истощению глубинных адаптационных ресурсов человека и могут приводить к расстройствам – неврозам, самым распространенным из них, а также психозам.

Причины, вызывающие дистресс – это длительные эмоциональные нагрузки, невозможность удовлетворения физических потребностей или ненадлежащие условия для жизнедеятельности человека. Но особенно важным являются не объективные условия, а субъективное их восприятие самим человеком. Посему понятие дистресса подразумевает в себе чрезмерное напряжение, отнимающее у человека способность верно и точно реагировать на стимулы от внешнего мира.

Если человек на ежедневной основе постоянно переживает дистресс, ему все не подходит, нет принятия жизни и радости от нее, то это состояние дистресса ведет к истощению энергетических запасов, и впоследствии к синдрому хронической усталости.

Хронический дистресс проявляется в слабости и вялости, апатии, а физиологически – в снижении иммунитета. Снижается способность человека радоваться, возникает эмоциональный дистресс – исчезает интерес ко многим событиям, нет охоты что-либо делать, приходить на работу, выполнять обычные домашние дела, даже общаться с близкими.

Эмоциональный хронический дистресс способствует развитию депрессивного состояния. Никакие стимулы не могут взбодрить человека, остается только одно желание – расслабляться, лежа в постели. Однако здесь это не бытовая лень, а действительно отсутствие сил для продуктивной деятельности.

Пока депрессия не приобрела клиническую форму и находится на этапе только хронической усталости, психологи рекомендуют сменить сферу деятельности, привычный стиль жизни и дополнительно ввести позитивные стрессогенные факторы, которые стимулируют различные резервные силы организма и дадут заряд бодрости. В результате при тех же переменных жизни можно поменять состояние человека. Например, не меняя работу, найти в ней более интересные стороны. Среди положительных стрессогенных факторов, которые должны помочь – раннее пробуждение утром, зарядка, что обеспечит продуцирование эндорфинов, «гормонов радости», что создадут все для дальнейшей активности. Так же действуют прохладный душ или обливание, дыхательные упражнения – как задержки, так и стимуляция дыхания. Но самое главное – эмоциональный настрой, только работая над ним, человек может побороть эмоциональный дистресс. Если человек хочет достаточно радости в жизни, то нужно научиться эту радость создавать, поощрять в себе, культивировать. Вопрос, что необходимо решить, даже не нужно называть проблемой, ведь в таком случае он приобретает негативный эмоциональный заряд, тяжесть, что находит свое выражение в телесных и бессознательных реакциях. Рассматривать каждую такую ситуацию нужно просто, как вопрос, задачу, которую следует решить, ведь совершенно точно есть два-три и больше вариантов решения. И выбирая оптимальный способ решения задачи, человек создает условия для счастья и радости, поскольку это процесс творческий. Когда мы начинаем активизировать творческие силы в организме, мы оздоравливаем все тело, ощущаем собственную нужность и продуктивность, что дает искреннее состояние радости и позитивного настроя для успешной активности дальше.

Что такое эустресс и зачем он вам нужен

Стресс бывает не только разрушительным и вредным. Напротив, из неприятного состояния даже можно извлечь пользу. Конечно, не надо специально провоцировать напряженные ситуации, но если вы вдруг столкнулись с проблемой, есть способ оставаться спокойным и не поддаваться негативным мыслям. Нужно лишь следовать рекомендациям ниже, которые помогут превратить обычный стресс в положительный — эустресс.

«Эустресс — это позитивная реакция на стрессовую ситуацию», — объясняет директор испанского медицинского центра Cigna, доктор Иcабель Лопес Которруело. «Есть два варианта воспринимать неприятные события: либо мы отчаиваемся и убеждаем себя, что у нас нет ресурсов для решения проблемы, впадая от этого в депрессию, либо берем себя в руки и твердо заявляем, что выход из положения есть всегда. В первом случае мы обрекаем себя на стресс, во втором же возникает эустресс. Людям, привыкшим мыслить определенным образом, очень сложно изменить свое отношение к происходящему, но научиться смотреть на ситуацию позитивно возможно. Первое, что необходимо сделать, — это осознать проблему и прекратить говорить себе, что ее невозможно решить», — говорит директор мадридского центра Haztúa и специалист по позитивной психологии Росана Перейра.

Суть позитивной психологии заключается в умении мыслить положительно и не говорить себе «я не могу». Представьте, каким образом вы могли бы решить и изменить свою проблему. Если застрять в негативе, то это никак не поможет найти выход из положения. «Все будет зависеть от того, какое объяснение происходящего вы себе дадите», — говорит Росана Перейра.

Позитивная психология ориентирована на работу с положительными эмоциями. Она помогает по-другому взглянуть на проблему и изменить негативное отношение. Так вы переходите от обычного стресса к эустрессу. В обоих случаях организм действует одинаково — надпочечники вырабатывают адреналин, но ваша реакция может меняться: либо это защита, и вы находитесь в дискомфорте и напряжении, либо борьба, и тогда происходит мощный заряд энергии. Положительное и стимулирующее эмоциональное напряжение и есть эустресс. «Это как импульс, который заставляет нас развиваться, как чувство уверенности и желания пробовать все новое», — объясняет Роcана Перейра.

Тем не менее позитивно реагировать на стрессовые ситуации, выводящие из зоны комфорта, надо научиться. «Успешный результат — всегда в организации своих мыслей. Если вы понимаете, что не можете сразу полностью решить вопрос, определите приоритеты в задачах, — рекомендует доктор Исабель Лопес Которруело. — Хорошо помогает уединение, когда вы можете расслабиться, успокоиться и спокойно обдумать ситуацию», — добавляет доктор. Если дискомфорт по-прежнему присутствует, а негативные обстоятельства подавляют, она рекомендует следующее:

Контролируйте негативные мысли: «Вместо того чтобы думать о плохом, вспомните, что хорошего вы уже сделали или что получилось исправить быстро. Также прекрасно помогает мысль, что у вас есть близкие и любимые люди, которые всегда поддержат».

Важно не раздувать повседневные проблемы до глобального масштаба. «Неудачи не настолько масштабны, и всегда есть решение», — напоминает эксперт. Кроме того, преобразовывать обычный стресс в эустресс отлично помогает физическая активность. «Спорт — один из лучших способов достижения эустресса. Тренировки помогают отвлечься и совладать с ситуацией, а также привносят позитив в повседневную жизнь».

По словам Росаны Перейры, раньше психология всегда была сосредоточена на расстройстве и на том, что не так, но людей можно научить сделать жизнь более приятной. «Научно доказано, что когда вы благодарны за то, что у вас есть, вы перестаете концентрироваться на том, чего не хватает, и жизнь становится намного счастливее», — отмечает психолог.

vogue.es

Отличие стресса от дистресса

Стресс – положительное явление, в противовес дистрессу. Слово «стресс» с английского значит «напряжение». Когда человек подвергается стрессу — он испытывает напряжение, но после него обязательно происходит расслабление, гармоничная разрядка. В случае с дистрессом после напряжения не происходит расслабления. И человек пребывает в состоянии постоянного зажима. А со следующей дисстрессирующей ситуацией это состояние еще более усиливается, в результате чего появляется физиологический сдвиг – когда тело спазмировалось и не расслабляется. Это путь к болезни.

Что такое дистресс и его влияние на организм

Канадский физиолог Ганс Селье во время практики после учебы в медицинском университете наблюдал за больными в клинике. Будучи молодым врачом, он заметил, что любая болезнь сопровождается одними и теми же неспецифическими симптомами. Он наблюдал пациентов более 10 лет. Ганс Селье собрал достаточно материалов и ввел в клинический опыт определение «стресс».

Стресс – это неспецифическая адаптационная реакция организма, возникающая в ответ на стрессовые неблагоприятные факторы: психическую травму, соматическую болезнь, недосыпание или интеллектуальные нагрузки.

Стресс как психофизиологическое состояние работает с участием гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. То есть, когда человек находится в состоянии стресса, в организме вырабатываются гормоны стресса – кортизол, адреналин и норадреналин. Эти вещества определяют психическое и физиологическое состояние человека.

Позднее Ганс Селье выделил две формы стресса – дистресс и эустресс. Речь о них пойдет ниже.

Что представляет собой стресс

Психофизиологическое расстройство организма, возникающее под влиянием на него различных внешних факторов (как внезапных, так и рутинных) называется стрессом. Он воздействует на разные отделы организма, по-разному проявляя себя. Со стороны нервной системы и мозга это частые приступы раздражительности, вспышки гнева, апатия. Сердечно-сосудистая система реагирует на потрясения повышением давления и учащением пульса, что увеличивает риск сердечного приступа. Иммунная система начинает работать слабее. Во время стресса возможны приступы рвоты, боли в суставах. Снижение активности, сонливость, утрата энергии и работоспособности сопровождают начало заболевания, которое может привести к затяжной депрессии.

Чем впечатлительнее человек, тем сильнее он подвержен стрессу. Причины могут быть самыми разными: неподвластными человеку (случай), контролируемые (зависят от возможностей личности, распорядка дня, системы ценностей и т. д.) и самовольные (созданные самим человеком). В зависимости от фазы, в которой находится расстройство, состояние человека может отличаться.

  1. Чтобы справляться с расстройствами первого типа, человек должен научиться стойко переносить неприятности.
  2. Для борьбы со вторым типом стрессов следует изменить самого себя, поработать над характером, правильно расставить приоритеты.
  3. Самой трудноизлечимой формой стресса является последняя. Человек сам придумывает себе проблемы. Накапливаясь, они приводят к перегрузке головного мозга. Для успешной борьбы с этим типом нужно научиться мыслить позитивно, стать более уверенным в себе.

Не стоит относиться к этому заболеванию, находящемуся на стыке психологии и физиологии, несерьёзно, считая его проблемой надуманной. В запущенной фазе стресс может привести к разрушению личности в физическом и духовном смыслах.

Для профилактики необходимо периодически отвлекаться от бытовых и рабочих проблем, менее остро реагировать на критику, радоваться жизни, уметь находить позитив. Если же болезнь всё-таки настигла – обратитесь к специалисту. Он подберёт медикаментозное лечение. На начальных стадиях стресса помогают таблетки и микстуры на травах вроде пустырника или валерианы. В запущенных случаях требуется лечение антидепрессантами, транквилизаторами, бета-блокаторами. Они дают более сильный эффект.

Существуют различные виды стрессового расстройства в зависимости от обусловивших его причин. По влиянию на организм различают эустресс и его противоположность – дистресс.

Роль дистресса в формировании психосоматических заболеваний

Психосоматические заболевания – это патологии, которые возникли в результате психических расстройств, внутриличностных конфликтов, длительного психоэмоционального напряжения. Психосоматические заболевания также развиваются вследствие заболевания.

Состояние дистресса провоцирует выброс гормонов в кровь. Это гормоны стресса – кортизол, норадреналин и адреналин. В каждом участке организма есть рецепторы, воспринимающие эти биологические вещества. Достаточно одного микролитра, чтобы вызвать реакцию у ткани и изменить способ функционирования органа, вплоть до развития психосоматической патологии.

Для наглядности роли хронического заболевания разберем две классические психосоматические патологии:

  • Гипертоническая болезнь.
  • Синдром раздраженного кишечника с преимуществом запора.

Под воздействием адреналина изменяется работа сердца и сосудов. В миокарде есть бета1-адренорецепторы. Они возбуждаются, когда начинают взаимодействовать с адреналином. В результате усиливается сердечный выброс и увеличивается количество сердечных сокращений за минуту. Большое количество адреналина может вызвать нарушение сердечного ритма – аритмию.

Раздражение бета1-адренорецепторов сосудов повышает их тонуса. Уменьшается просвет артерий, и повышается артериальное давление. Это вызывает каскадный механизм. Из-за уменьшения сосудистого тонуса в отдаленных от сердца органах уменьшается кровоснабжение. Больше всего страдают почки и мозг.

В почках в ответ на недостаток крови и повышение уровня адреналина рефлекторно увеличивается количество ренина. Он активирует ренин-ангиотензин-альдостероновую систему (РААС). Эта система выбрасывает ангиотензин-1. Сам по себе этот гормон слабый. Но он превращается в ангиотензин-2. Это сильнейший сосудосуживающий гормон, резко увеличивающий артериальное давление.

Патофизиологическая цепочка выглядит так:

повышается уровень адреналина → усиливается и учащается работа сердца → сокращаются сосуды → повышается артериальное давление → почкам не хватает крови → рефлекторно включается система РААС → артериальное давление повышается еще сильнее → артериальная гипертензия.

Вторая психосоматическая патология – синдром раздраженного кишечника. В кишечнике есть альфа1-адренорецепторы. Под воздействием адреналина эти рецепторы возбуждаются, электрический импульс распространяется на гладкую мускулатуру кишечника. Мышцы расслабляются. Возникает атония кишечника. За этим следует запор, задержка газов, боли в животе.

Кроме кишечника, сердца и сосудов, соматический дистресс также влияет на гладкую мускулатуру бронхов, обмен веществ, точность зрения, состояние нервной системы.

Эустресс – форма стресса, не наносящая вреда организму

Эустресс – форма стресса, не наносящая вреда организму

Эустресс – состояние, которое способствует повышению функционального резерва организма и адаптации к стрессовому фактору. Оно помогает справляться со сложными жизненными ситуациями, развивать физическую и эмоциональную выносливость. Преодоление затруднений вызывает приятное ощущение эйфории и позитивные эмоции, что позволяет забыть о переживаниях, которые пришлось перенести. Таким образом, эустресс необходим для нормальной жизнедеятельности.

Причины эустресса

Выделяют следующие причины развитияположительного стрессового состояния, а также его сохранения без перехода в негативную форму – дистресс:

  • наличие затруднительной для человека ситуации, способствующей увеличению уровня адреналина в крови;
  • резкий всплеск ярких позитивных эмоций;
  • минимальный опыт противостояния факторам, провоцирующим стресс;
  • осознание положительной реакции или поддержки окружающих;
  • физическая способность организма справиться с возникшим препятствием.

Виды стрессоров

Стрессовые факторы воздействуют на организм практически в любых условиях. Стресс возникает очень часто, и это нормальное явление. У здоровых людей он выполняет адаптивную и защитную функции. В качестве стрессоров могут выступать:

· негативные факторы окружающей среды(неблагоприятный климат, загазованность воздуха, высокий уровень радиации);

· нарушение физиологических процессов при различных проблемах со здоровьем;

· работа с высоким риском для жизни, в экстремальных условиях;

· необходимость в ускоренной обработке информации(дефицит времени);

· осознаваемая угроза жизни, связанная с любыми причинами;

· групповое давление или остракизм (игнорирование,непринятие);

· изоляция (например, тюремное заключение);

· невозможность контролировать происходящие в жизни события;

· депривация сна, общения;

· отсутствие жизненной цели.

Что происходит в организме при эустрессе

Стресс – это биологический механизм, связанный с выбросом в кровь гормонов. Когда кора головного мозга воспринимает какую-либо ситуацию как угрожающую, возбуждение по цепи нейронов проходит в гипофиз и гипоталамус. Гипофизарные клетки вырабатывают адренокортикотропный гормон, в результате активируется кора надпочечников. Они продуцируют и выбрасывают в кровь гормоны стресса – кортизол и адреналин.

Позитивное влияние эустресса

Прилив бодрости. В результате воздействия гормонов стресса ускоряется обмен веществ: белки расщепляются на аминокислоты, в крови повышается уровень глюкозы – клетки обеспечиваются дополнительной энергией. В результате человек чувствует себя бодрым, даже если до этого испытывал усталость.

Стимуляция интеллектуальных способностей. Под влиянием гормоновдыхание учащается, как следствие, улучшается кровоснабжение головного мозга. Это ведет к улучшению когнитивных функций. В состоянии эустресса человек может быстрее прийти к решению сложной задачи.

Увеличение мышечной силы. За счет этого физиологического механизма тело на время становится более сильным и выносливым. Повышение тонуса мышц позволяет реализовать сценарий «бей или беги».

Уменьшение возможного кровотечения. При стрессе в крови увеличивается количество тромбоцитов. Благодаря повышению свертываемости, если человек получает травмы, снижается риск большой кровопотери.

Снижение активности второстепенных функций организма. Организм экономит энергию, высвобождая ресурс для борьбы со стрессом, за счет уменьшения образования иммунных клеток,снижения перистальтики кишечника, подавления работы эндокринных желез.

Уменьшение риска аллергических реакций. Гормон стресса кортизол угнетающе воздействует на иммунную систему. Благодаря этому уменьшается вероятность развития аллергии, которая по сути является реакцией иммунитета на определенные факторы.

Эустресс мобилизует и заставляет собраться с силами, чтобы найти выход из сложной ситуации. Это также обогащает жизненный опыт: в дальнейшем, оказавшись в таких же условиях, человек будет чувствовать себя более уверенно. Эустресс повышает адаптационные способности и может благоприятно влиять на развитие личности. Однако важно, чтобы затруднительная ситуация успешно разрешилась до исчерпания ресурсов организма.

Диагностика эустресса

Существуют методы объективной оценки степени развития стресса. В первую очередь это лабораторные исследования для определения уровня гормонов в крови: адреналина, норадреналина, кортизола икортизона. Чем выше их концентрация в крови, тем более выражены стрессовыереакции. Оценить их интенсивность также можно с применением методаэлектромиографии (регистрации биоэлектрических импульсов в мышцах).

Чем эустресс отличается от дистресса

Тип реакции. Эустресс является адаптивной, защитной реакцией на воздействие негативных факторов. Он активизирует, мобилизует внутренние резервы организма, может временно улучшать некоторые физиологические функции. Дистресс– патологическая реакция. Он дезорганизует поведение человека и отрицательно сказывается на состоянии здоровья.

Длительность действия. Эустресс обычно кратковременный,сопровождающийся бурным расходованием части адаптирующих резервов на поверхностном уровне. Дистресс обычно длительный, он может переходить в психические патологии или вызывать соматические нарушения.

Необходимость в лечении. Эустресс обычно без последствий проходит сам. Лечение требуется только в ситуации, когда организм не может справиться с такой нагрузкой. Дистресс обязательно требует коррекции, т. к. способен привести к нарушениям физического состояния и психики.

Последствия перехода эустресса в дистресс

При длительном воздействии стрессового фактора гормоны адреналин и кортизол начинают негативно влиять нафункции организма, происходит спазм сосудов и переутомление нервной системы. В числе возможных последствий:

  • снижение концентрации внимания и ухудшение памяти;
  • суетливость, несобранность, из-за которых человек может принимать необдуманные решения;
  • повышенная утомляемость и низкая работоспособность в результате нарушения нейронных связей в коре головного мозга;
  • повышение риска развития депрессии, развитие общей неудовлетворенности жизнью, партнером, работой и т. д.;
  • проблемы в семейной и сексуальной жизни;
  • снижение самооценки;
  • повышение раздражительности и агрессивности, что осложняет социальное взаимодействие и затягивает решение конфликтных ситуаций;
  • стремление к снятию психоэмоционального напряжения путем употребления алкоголя или наркотических препаратов;
  • потеря контроля над мыслями и эмоциями (нервный срыв).

Профилактика перехода эустресса в дистресс

В отношении к стрессу важна позиция самого человека и его ответственный подход к сохранению здоровья.Следующие меры могут помочь избежать перехода адаптивной реакции организма в деструктивное состояние:

1. Терапевтическое обучение – важно, чтобы человек понимал природу стресса, мог выяснить причины,лежащие в основе такого состояния.

2. Рациональное питание – в период повышенных психоэмоциональных нагрузок рекомендуется избегать продуктов и напитков, стимулирующих центральную нервную систему,например кофе.

3. Использование различных методик расслабления – возможно применение мышечной и психологической релаксации, выполнение дыхательной гимнастики (если нет противопоказаний).

4. Физические нагрузки – в период стресса могут помочь любые виды активности, выполняемые на свежем воздухе без режима соревнования (ходьба, бег трусцой).

Корвалол ФИТО1 при стрессе

Корвалол ФИТО – растительный препарат,обладающий комплексным действием благодаря многокомпонентному составу. Средство содержит масло перечной мяты, этилбромизовалерианат и экстракт пустырника.Корвалол ФИТО может применяться в рамках комплексной терапии стресса для коррекции неврозоподобных состояний, нарушений сна, тахикардии, состояния возбуждения (при выраженных вегетативных проявлениях), спазмов кишечника2. Препарат выпускается в двух лекарственных формах: капли и таблетки.

___________

1 Имеет противопоказания. Перед применением препарата необходима консультация со специалистом. 2 Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Корвалол ФИТО (таблетки, капли).

Причины

Дистресс, как и стресс, вызываются неспецифическими факторами – стрессорами.

Стрессоры разделяются на физиологические и психологические. Физиологические стрессоры:

  • холод;
  • голод;
  • жажда;
  • сильный шум или слишком яркий свет;
  • действие высоких температур;
  • длительный прием медикаментов.
  • страх;
  • экзамены, проверки на работе;
  • ограничение во времени, когда нужно выучить много информации (у ребенка в школе) или сделать большой объем информации (у взрослых на работе);
  • социальная изоляция.

Стрессор – индивидуализированный фактор. Например, одному человеку психологическая изоляция приносит удовольствие, у другого она вызывает страх.

Виды и симптомы

Дистресс клинически проявляется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические признаки негативного стресса:

  • Головные боли, головокружение, тошнота.
  • Затруднение мочеиспускания, запор, диарея.
  • Снижение или отсутствие аппетита, рвота.
  • Одышка, колебания артериального давления.
  • Снижение остроты зрения.
  • Обострение хронических заболеваний: может возникнуть рецидив язвенной болезни желудка или латентная инфекционная патология.

Психологические признаки дистресса:

  • Умственное истощение, рассеянность внимания, снижение памяти.
  • Частые смены настроения в течение дня.
  • Нарушение сна, кошмарные сновидения.

Эустресс

Стресс имеет позитивную сторону – это эустресс. Он возникает вследствие стрессоров, которые эмоционально приятны человеку. Например, у женщин в роли приятного стрессора играет роль свадьба, у мужчин – игра любимой футбольной команды.

Эустресс, в отличие от дистресса, не истощает организм, а наоборот, «закалывает» его. Яркий пример эустресса – это баня или сауна. Воздействие больших температур может убить человека. Однако если правильно распределять время, периодические посещения бани увеличивают адаптационные возможности организма. Различия состоят в том, что это – дозированная слабая нагрузка, в отличие от дистресса, когда все и сразу свалилось на голову и организм не может выдержать сильной нагрузки.

Исходное

Кнопка «Наверх»
Мальчикам и Девочкам

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять