Психология

Причины возникновения

Функции социального конфликта
Все возможные функции социального конфликта разделяются на:

  • конструктивные — привносящие положительный эффект в сложившуюся ситуацию;
  • деструктивные — разрушительные для ситуации и взаимоотношений сторон.

К конструктивным функциям можно отнести разрядку напряженности между участниками конфликта, положительные изменения в межличностных взаимоотношениях, взаимодействии групп и социума в целом.

Деструктивные функции несут разрушения и дестабилизируют взаимоотношения сторон.

Причины возникновения

Одними из самых важных функций социального конфликта считаются следующие:

  1. Сигнальная — помогает расценивать возникновение конфликтной ситуации как сигнал о том, что во взаимоотношениях индивидов, групп и в обществе в целом существуют некие проблемы, которые необходимо устранить или свести к минимуму.
  2. Информационная — понимание сути конфликта способствует наиболее точному определению причин его возникновения и способов выхода из него.
  3. Дифференцирующая — относится, скорее, к конфликтам, затрагивающим интересы большого числа членов общества. Благодаря данной функции общественные отношения становятся более структурированными, происходит разделение людей на социальные группы.
  4. Динамическая — социальным конфликтам приписывается роль двигателя в развитии общества и отношений в нем.

Причины возникновения

Взаимосвязь причин возникновения и путей разрешения социальных конфликтов нельзя не учитывать при решении любой конфликтной ситуации.

Основой любого социального конфликта является противоречие — противоборство интересов сторон, выраженное в острой форме. Конфликт представляет собой открытые действия сторон, направленные на достижение определенных целей, а также агрессивный ответ на данные действия. Противоречие же не всегда подразумевает столкновение участников, в обществе оно может принимать форму неявного противостояния и носит субъективно-объективный характер.

социальный конфликт причины и пути разрешения

В качестве объективных противоречий выступает противоборство между начальством и подчиненными, родителями и детьми. Субъективные причины рождаются из отношения к конфликту каждой из участвующих сторон.

В обществознании пути разрешения социального конфликта и его причины ставятся в прямую зависимость. В качестве причин возникновения конфликтной ситуации, в зависимости от ее характера и охвата, могут выступать самые разнообразные факторы:

  • конфронтация с окружающей средой;
  • неравенство в социальной и экономической сфере;
  • противоречия в культурной сфере;
  • агрессия;
  • противоборство в сфере материальных благ, жизненных ценностей и многие другие.

Понимание зависимости определения путей разрешения от причин социального конфликта необходимо при решении любой возникающей конфликтной ситуации.

пути и способы разрешения социальных конфликтов

Природа социального конфликта (стр. 1 из 3)

План

1. Природа социального конфликта.

2. Теории конфликтов.

3. Функции и последствия социальных конфликтов, их клас­сификация.

1. Природа социального конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствова­ли бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку до­стичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государ­ствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две боль­шие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов являет­ся: I) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов.: 2) культур­ная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов

Но социальные предпосылки сами по себе не обязательно при­водят к конфликтным столкновениям. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдель­ные лица, либо люди,

объединенные в группы.Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к кон­фликту, необходима личностная вовлеченность, осознание не­справедливости сложившегося положения.

Основным личностным побудительным мотивом конфликта яв­ляется неудовлетворенная потребность. Существует много разно­образных и весьма подробных типологий человеческих потребно­стей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека мо­гут быть разделены на следующие группы:

1) потребности физического существования (пища, материаль­ное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2) потребность в безопасности;

3) социальные потребности (потребности в общении, призна­нии, любви, уважении и др.);

4) высшие потребности (в творчестве, духовном росте, само­реализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех лю­дей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способ­ны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность не находит удовлетворения, чело­век испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрица­тельные эмоции. Чем дольше длится состояние неудовлетворенно­сти, тем сильнее этиэмоции,

тем тяжелее состояние человека. Ка­ким образом действует человек в ситуации неудовлетворенности? Возможны три варианта поведения: I) можно отступить, перестать стремиться к удовлетворению потребности; 2) поискать обходной путь удовлетворения потребности; 3) путем агрессии добиться желаемо­го. Третий путь чаще всего и ведет к конфликтам (хотя и второй чреват конфликтом, если «обходные пути» приводят к столкновению со сложившимися в обществе нормами). Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребнос­ти. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действи­ем. Так возникает конфликт.

Объект агрессии может быть определен неправильно, т.е. ви­новником ситуации считается тот,’ кто таковым не является. Это явление называется ложной идентификацией и встречается очень часто. Ложная идентификация может возникнуть непроизвольно, как результат ошибки, Однако возможно сознательное манипу­лирование сознанием возбужденных людей, их натравливание на неугодных лиц или группы, предпринимаемое обычно теми, кому такая дезинформация выгодна.

Однако и неудовлетворенные потребности сами по себе не при­водят к конфликтам. Если человек или группа воспринимают свое подавленное, ущемленное положение как нечто обыденное, при­вычное, заложенное в самом «ходе вещей», то конфликт может и не возникнуть. В основе возникновения конфликта лежит осозна­ние несправедливости сложившейся ситуации (естественно, с точ­ки зрения заинтересованной стороны). Но и в таких условиях кон­фликт возникает не всегда. Неопределенность последствий буду­щего конфликта, страх возмездия, неорганизованность (если речь идет об общностях) препятствуют возникновению конфликтов.

Роль неудовлетворенных потребностей в возникновении конф­ликта очевидна, если мы имеем дело с конфликтом индивидов или небольших групп. Но если речь идет о конфликте государств? Какую роль играют «неудовлетворенные потребности» в этом слу­чае? «Государство» само по себе не может ни принимать реше­ний, ни вступать в конфликты. Принимать решения, вступать в конфликты могут лишь люди. Политику любого государства так­же определяют конкретные люди — члены правительства, прези­денты и т.д. Именно эти люди и определяют, что является «по­требностью» того или иного государства в данный момент. По­этому даже в таких глобальных конфликтах, как войны между государствами, значение личных побудительных мотивов весьма велико. Но применительно к таким случаям лучше говорить не об «удовлетворении потребностей», а о «защите интересов» субъек­тов конфликта .

Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.

Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде­ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Степень конфликтности в обществе возрастает в ситуациях ано­мии, политических и экономических кризисов. Нестабильность ситуации и неопределенность норм ведут, во-первых, к тому, что все больше людей не удовлетворяют свои потребности, и, во-вторых, людям легче «перешагнуть» рамки дозволенного, посколь­ку эти «рамки» в анемичном обществе теряют четкость.

Важной чертой кризисных обществ является широкое распро­странение чувства незащищенности и страха. А это сопровожда­ется ростом агрессивности, что не только провоцирует конфлик­ты, но и ужесточает их характер.

2. Теории конфликтов

Происходящие ныне в России радикальные изменения меха­низмов общественного развития, передел собственности и власти стимулировали конфликтность всех слоев общества, которым и без того в силу социально-экономической природы присущи различного рода противоречия и столкновения.

Конфликт делает социальные отношения более мобиль­ными. Привычные нормы поведения и деятельности индивидов, ранее удовлетворявшие их,

с удивительной решимостью отбрасы­ваются, и порой без всякого сожаления. Под воздействием конф­ликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее соци­альный КОНФЛИКТ, тем заметнее его влияние на течение соци­альных процессов, темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глубо­кой древности. Еще китайские философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противо­положностей. Мыслители Древней Греции создали учение о про­тивоположностях и их роли в возникновении вещей. Большое внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли, от­метивший их положительную роль в общественном развитии. Еще более основательно конфликт был рассмотрен А. Смитом, ко­торый в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что основу конфликта составляют деление обще­ства на классы и экономическое соперничество между ними. По­следнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Большой вклад в осмысление социальных конфликтов внес Ге­гель: одной из их причин он считал социальную поляризацию между «накоплением богатства» и «привязанным к труду классом».

Уже в прошлом веке многие мыслители (М. Вебер, Л. Гумплович и др.) исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в жизни общества и стимул социального раз­вития. С позиций исторического материализма рассматривали СК К. Маркс и Ф. Энгельс, считавшие, что конфликты порожда­ются прежде всего социальным неравенством и проявляются в классовой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбеж­на, но и необходима для обнаружения и разрешения противоре­чий капиталистического строя.

Современное же понятие «социальный конфликт» было впер­вые введено в научный оборот Георгом Зиммелем, немецким фи­лософом и социологом, который именно так назвал одну из сво­их работ, изданную в первой четверти XX в. Сегодня теорией и практикой регулирования социальных конфликтов в западной и отечественной социологии занимается целый ряд отраслей.

При этом теория конфликта противостоит теории структурно-фун­кционального анализа общества. Представители функционализма придерживаются равновесной, бесконфликтной модели общества.

Согласно взглядам сторонников этого направления, общество пред­ставляет собой «систему», жизнедеятельность и единство которой обеспечиваются благодаря функциональному взаимодействию ее со­ставных элементов, таких как государство, политические партии, промышленные объединения, профсоюзы, церковь, семья и т.д.

В середине XX

в. в социологии оформилось направление, ко­торое всесторонне и глубоко исследует проблему социальных кон­фликтов. Наиболее известными представителями этого направле­ния являются Ральф Дарендорф, Льюис Козер, Кэннет Эварт Боулдинг и др.

Р. Дарендорф, немецкий социолог либеральной ориентации, создал теорию конфликтной модели общества

исходя из того, что любое общество постоянно подвержено социальным изменениям и вследствие этого ежемоментно испытывает социальный конф­ликт. Причиной формирования и развития С К ученый считал конфликт интересов. Любое общество, по его мнению, использу­ет принуждение. Для членов общества изначально характерно не­равенство социальных позиций (например, в распределении соб­ственности и власти), это обусловливает и различие их интересов и устремлений, что вызывает взаимные трения и антагонизм. Да­рендорф приходит к выводу, что социальное неравенство и по­рожденные им социальные противоречия создают социальную на­пряженность и конфликтные ситуации. Интересы субъектов не­посредственно влияют на формирование конфликта.

Этапы социального конфликта

Нахождение путей и способов разрешения социальных конфликтов невозможно без понимания самого процесса возникновения разногласий. В развитии социального конфликта прослеживаются следующие этапы:

  1. Предконфликтная ситуация: возникновение противоречия, нарастание напряжения между сторонами.
  2. Конфликт: действия, цель которых — удовлетворение интересов, достижение сторонами результатов, которые являются противоположными друг другу или несовместимыми друг с другом, они становятся причиной противоборства.
  3. Разрешение конфликта: осознание причин.
  4. Возникновение социального конфликта и поиск путей его разрешения, достижение компромисса между сторонами.
  5. Послеконфликтная стадия: полное устранение разногласий между сторонами конфликта.

социальный конфликт его виды и пути разрешения

Конфликтология. Шпаргалка (Н. Н. Шаш, 2009)

8. Природа и условия социального конфликта

Наиболее распространенный подход к пониманию конфликта состоит в его определении через противоречие как более общее понятие, прежде всего через социальное противоречие. Развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. В то же время следует учитывать тот факт, что понятия «противоречие» и «конфликт» не являются тождественными, но при этом было бы грубой ошибкой противопоставлять их друг другу. Под противоречиями в конфликтологии понимаются противоположности, различия интересов и позиций участников конфликта. Они служат необходимыми условиями превращения конфликтной ситуации в конфликт. Однако эти противоречия перерастают в конфликт только в том случае, если заинтересованные стороны (носители конфликта) начинают активные действия для достижения своих целей. В социальном конфликте этими носителями являются люди или группы людей.

Традиционно социальный конфликт

рассматривается как противостояние, в котором конфликтующие стороны борются за какие-либо виды стратегических ресурсов. В качестве таких ресурсов могут рассматриваться территория, собственность, национальная идентичность, культура. При этом активно используются угрозы, которые в зависимости от ситуации перетекают в оборонительные или атакующие действия. Развитие социального конфликта непосредственно связано с активным противостоянием индивидов или групп индивидов, поэтому в нем всегда принимают участие не менее двух противодействующих сторон. Любой конфликт наносит ущерб либо одной, либо всем заинтересованным сторонам, поскольку действия участников конфликта направлены на достижение взаимоисключающих интересов. Именно этим обусловлена высокая степень напряжения социального конфликта, заставляющая его участников использовать новые и отнюдь не характерные для них модели поведения.

Социальные конфликты представляют собой крайнюю степень обострения социальных противоречий. Эти конфликты формируются и развертываются в определенных социальных ситуациях. Выделяют ряд компонентов, характеризующих социальный конфликт (межличностный или конфликт между группами и государствами). Рассмотрим, как установить наличие конфликта.

Началом конфликта можно считать тот момент когда одна из конфликтующих сторон начинает понимать, что действия или претензии противоположной стороны полностью противоречат ее интересам. Это несоответствие во многом зависит от того, смогут ли предлагаемые альтернативные решения удовлетворить обе противоборствующие стороны. В то же время предъявляемые сторонами претензии, как правило, носят жесткий и взаимоисключающий характер.

Подобные притязания называются ригидными и могут возникнуть при следующих условиях:

1) если претензии, предъявляемые одной из сторон (или обеими сразу), являются жизненно важными, например связаны с безопасностью, суверенитетом, национальной или культурной идентичностью;

2) когда лежащие в основе цели рассматриваются с позиции «или – или» (по аналогии с «либо пан, либо пропал»). В этом случае любые уступки расцениваются как поражение.

Социальный конфликт может достичь опасной глубины, если одна из сторон позиционирует свои претензии как разумные и справедливые. Это происходит отчасти потому, что справедливые притязания имеют тенденцию быть ригидными, отчасти из-за того, что проигрыш в тех случаях, когда законные притязания не удается удовлетворить, переносится особенно тяжело, приводя к разрушительным последствиям. Общества, стремящиеся полностью избежать конфликтов, могут потерпеть неудачу при проведении серьезных институциональных изменений и реформ.

Участники конфликта

Социальный конфликт и пути его разрешения зависят также от участвующих в сложившейся конфликтной ситуации сторон. Все участвующие в конфликте стороны играют в развитии и ходе сложившейся ситуации определенные роли, но не все находятся в открытом противоборстве друг с другом.

Основными участниками социального конфликта являются люди, социальные группы, различные интересы и потребности которых привели к развитию конфликтной ситуации. Такие участники считаются субъектами социального конфликта.

социальный конфликт причины возникновения и пути разрешения

Свидетели не принимают участия в конфликте и наблюдают за течением конфликтной ситуации со стороны. Посредники прикладывают усилия для разрешения споров и остановки конфликта, участвуют в организации необходимых мероприятий. Подстрекатели оказывают провоцирующее воздействие, направленное на развитие конфликта. Пособники в конфликтной ситуации выступают на стороне одного из субъектов, но при этом не участвуют в открытом столкновении сторон.

Социальные отношения. Разные задачи

Особенности социального положения молодёжи:

– переходность положения; – высокий уровень мобильности; – освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; – активный поиск своего места в жизни; – благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане; – неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость; – низкий уровень толерантности; – стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
Этносы
— это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
Нация
— это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.

Две тенденции в развитии межнациональных отношений:
1. Интеграция
– экономическое, культурное и политическое сближении наций, разрушение национальных перегородок, интеграция в рамках наднациональных структур (например, Европейское сообщество)
2. Дифференциация
– растёт стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, противостоять экономическому, политическому и культурному наступлению развитых стран, что порождает националистические настроения и сепаратизм (стремление к выделению из состава многонациональных государств и созданию самостоятельного государства)

Межнациональный конфликт

– это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают: • социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства); • культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств); • этнодемографическими (увеличение доли пришлого населения в связи с миграцией); • этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса); • историческими (взаимоотношения в прошлом – вόйны, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.); • межрелигиозными и межконфессиональными; • сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или воссоединиться с соседним родственным с культурно-исторической точки зрения государством). Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.

Принципы решения межнациональных конфликтов в современных условиях:

  1. отказ от насилия и принуждения;
  2. поиск согласия на основе соглашения всех участников;
  3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
  4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Виды межэтнических отношений:

– этническое смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка); – ассимиляция – слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания; – аккультурация – взаимное приспособление различных культур, совместное сосуществование, заимствование отдельных элементов, в большинстве случаев при доминировании культуры более высокоразвитого народа. Национализм
— идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Это возвеличивание одной нации за счёт ущемления прав других, диктат одной нации над другими.
Виды национализма:
1) этнический; 2) державно-государственный; 3) бытовой.
Шовинизм
– крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация
– умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания.
Сегрегация
– политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид
– крайняя форма расовой дискриминации, лишение определённых групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид
– тягчайшее преступление против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Национальная политика
— это и целенаправленная деятельность по регулированию этнополитических процессов, это система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны́, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Документами, определяющими национальную политику в нашей стране, являются Конституция РФ, а также принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации».

Основные направления национальной политики в РФ:

– развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства; – развитие национальных культур и языков народов РФ, укрепление духовной общности россиян; – обеспечение политической и правовой защищённости малочисленных народов и национальных меньшинств; – достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; – поддержка соотечественников, проживающих в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России

  • Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
  • Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  • Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.
  • Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
  • Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  • Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
  • Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
  • Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
  • Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
  • Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной в соответствии с нормами международного права.

Социальный конфликт

— это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов людей, участвующих в социальном взаимодействии. Участники конфликта называются субъектами конфликта: —
свидетели
— это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны; —
подстрекатели
— это те, кто подталкивает других участников к конфликту; —
пособники
— это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами; —
посредники
— это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, — это
предмет конфликта.Причина конфликта
— объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта, связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод
для конфликта — незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться, бывает как случайным, так и специально созданным.
Противоречие
— это фундаментальная несовместимость, несогласованность важных политических, экономических, социальных, этнических интересов.

Виды противоречий:

1) внутренние

противоречия берут своё начало в столкновении внутригрупповых, внутриорганизационных и других интересов участников малых социальных групп; 2)
внешние
противоречия возникают между двумя или несколькими социальными системами; 3)
антагонистические
– непримиримо враждебные противоречия – лежат в основе конфликта, в котором его субъекты преследуют противоположные интересы. Примирить субъектов подобного конфликта можно лишь на время, отложив конфликт, но не разрешив его; 4)
неантагонистические
противоречия имеют место между субъектами конфликта, интересы которых могут быть согласованы, т. е. данный вид противоречий подразумевает возможность компромиссов путём взаимных уступок; 5)
основные противоречия
определяют возникновение и динамику конфликта, характеризуют взаимодействие между основными его субъектами; 6)
неосновные противоречия
сопутствуют конфликту; как правило, они связаны с второстепенными субъектами конфликта; 7)
объективные противоречия
обусловлены явлениями и процессами, не зависящими от воли и сознания людей, поэтому исключить данные противоречия невозможно без устранения самой их причины; 8)


субъективные противоречия
обусловлены волей и сознанием людей: связаны со спецификой характеров, различиями в манере поведения, мировоззрении, ценностных ориентациях. Противоречие обязательно лежит в основе любого конфликта и проявляется в
социальном напряжении
— чувстве неудовлетворённости положением дел и готовности его изменить. Но противоречие может и не перерасти в конфликт.
Социальный конфликт
— это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется открытым противодействием и столкновением противоположных интересов общностей и индивидов.

Основные подходы к пониманию сущности социальных конфликтов

  1. Конфликт – это столкновение между постоянно обновляемым содержанием жизни и устаревшими, отжившими формами культуры.
  2. Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая, в свою очередь, определяется ограниченным объёмом жизненных ресурсов.
  3. Существует постоянный конфликт между производительными силами и производственными отношениями, который по мере развития техники и производительных сил становится всё более острым, пока не приводит к смене способа производства. Классовая борьба, классовый конфликт являются движущей силой истории, порождающей социальные революции, в результате которых общество переходит на более высокий уровень развития.
  4. Конфликт имеет ценностный характер. Борьба между социальными структурами, отстаивание ими своих социальных статусов, своих стилей жизни и ценностей стабилизирует общество.
Функции социальных конфликтов
позитивные негативные
• информирование о наличии социальной напряжённости • стимулирование социальных изменений • снятие социальной напряжённости • создание стрессовых ситуаций • дезорганизация социальной жизни • разрушение социальной системы

Причины социальных конфликтов:

— социальная неоднородность общества, наличие противоположных ценностей; — различия в уровнях доходов, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации, власти; — религиозные различия; — поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура).

Основные стадии конфликта

1. Конфликтная ситуация
– стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника. 2.
Непосредственно конфликт
— недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников, открытые и скрытые действия. 3.
Разрешение конфликта
— завершение инцидента, устранение причин конфликта.

Виды социальных конфликтов:

• по длительности: долгосрочные; краткосрочные; разовые; затяжные; повторяющиеся; • по объёму: глобальные; национальные; локальные; региональные; групповые; личные; • по источнику возникновения: объективные; субъективные; ложные; • по используемым средствам: насильственные; ненасильственные; • по форме: внутренние; внешние; • по влиянию на ход развития общества: прогрессивные; регрессивные; • по характеру развития: преднамеренные; стихийные; • по сферам общественной жизни: экономические (производственные); политические; этнические; семейно-бытовые.

Способы решения социальных конфликтов:

компромисс
— решение проблемы через взаимные уступки сторон; —
переговоры
— мирная беседа обеих сторон по решению проблемы; —
посредничество
— использование третьей стороны в заочном решении проблемы; —
арбитраж
— обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; —
применение силы, власти, закона
— одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Пути выхода из конфликтов:

реставрация
— возвращение общества к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учётом новой ситуации; –
невмешательство (выжидание)
— надежда на то, что «всё само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, «топтания на месте»; –
обновление
— активный выход из конфликта путём отбрасывания, отказа от старого, развития нового.
Социальные нормы – общие правила, образцы, устанавливающие одобряемое обществом социальное поведение и санкции за их нарушение. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. Они закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах.

Условия поиска путей разрешения

Социальный конфликт и его развитие возможно остановить только при выполнении некоторых условий:

  • всем сторонам, вовлеченным в конфликт, должны быть понятны интересы, мотивы и потребности других участников;
  • цели и противоречия между сторонами должны быть максимально объективными;
  • каждая из участвующих в конфликте сторон должна быть заинтересована в выходе из сложившейся ситуации и решении вопроса, вызвавшего противоборство;
  • стороны конфликта должны проявлять уважительное отношение и готовность к совместному разрешению противоречий;
  • совместные действия сторон по разрешению конфликтной ситуации должны быть сориентированы на конкретный результат, в качестве которого могут выступать четкие механизмы дальнейшего взаимодействия, взаимные уступки или гарантии соблюдения договоренностей.

социальный конфликт и пути его разрешения обществознание

Рассмотрим ряд компонентов, характеризующих социальный конфликт: будь то межличностный или конфликт между группами и государствами. Иначе говоря, рассмотрим, как установить наличие конфликта.

Конфликт начинается с того момента, как одна сторона решает, что притязания второй несовместимы с её собственными притязаниями. Эта воспринимаемая несовместимость зависит от того, в какой степени имеющиеся альтернативы могли бы удовлетворить притязаниям, как первой, так и второй стороны. Если имеющиеся альтернативы совместимы с притязаниями обеих сторон, конфликт не разовьётся. Чем меньше имеющиеся альтернативы соответствуют притязаниям сторон, тем серьёзнее будет конфликт.

Притязания имеют тенденцию быть ригидными (сопротивляться снижению) при наличии одного или двух следующих условий:

1. когда притязания связаны с крайне важными целями (безопасность, идентичность, потребность в признании, что присуще всем людям и государствам);

2. когда лежащие в основе притязаний ценности относятся к категориям “или-или” (сторона либо достигает цели, либо нет).

Подобные ценности создают ригидные притязания из-за того, что уступки в этих случаях невозможны, – пойти на уступки означает полностью отказаться от искомого.

Конфликт представляется особенно глубоким, когда одна сторона рассматривает свои притязания как законные или справедливые, т. е. считает, что-то чего она добивается, положено ей по праву. Это происходит потому, что справедливые притязания имеют тенденцию быть ригидными, отчасти же из-за того, что проигрыш в тех случаях, когда законные притязания не удаётся удовлетворить, переносится особенно тяжело. Серьёзными бывают такие конфликты, когда и одна, и другая сторона имеют ригидные притязания вследствие того, что обе стороны считают свои устремления законными.

Общества, избегающие конфликтов, как правило, терпят неудачи в осуществлении необходимых перемен.

Старания подавить конфликт опасны, потому что они способствуют принятию непродуманных решений.

При избегании конфликта зачастую происходят недоразумения из-за недосказанности, что никому не идёт на пользу.

Конфликт часто необходим для достижения справедливости. Тираны и жестокие элитные группы обращаются к разным способам избегания конфликта, чтобы предотвращать волнения по поводу восстановления законных прав.

Индивиды, группы и общества должны поддерживать хрупкую грань между чересчур прочной стабильностью.

Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И не для кого не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт.

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации:

угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадёжные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт − это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.

Социальный конфликт и пути его разрешения

Кратко рассматривая возможные способы разрешения конфликтных ситуаций, можно свести их к нескольким видам:

  1. Компромисс — разрешение конфликтной ситуации путем соглашения сторон о дальнейшем мирном взаимодействии на основании взаимных уступок.
  2. Проведение переговоров — мирное решение проблемы путем выдвижения предложений и приведения аргументов, которые смогут удовлетворить всех субъектов конфликта.
  3. Решение конфликта с помощью посредников — привлечение третьей стороны, которая на основании имеющихся возможностей и опыта способна урегулировать сложившуюся ситуацию.
  4. Избегание конфронтации или откладывание — схожие методы, которые предполагают ослабление развития конфликта вследствие временного «ухода со сцены» одного из субъектов.
  5. Арбитраж — решение конфликтной ситуации органом власти, имеющим специальные полномочия и соблюдающим нормы закона.
  6. Силовые действия — привлечение военных и вооружения.

Исходное

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Мальчикам и Девочкам

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять